Меня пригласили полетать на "Ксеноне" за несколько дней до показа аппарата в Чебаркуле. Успел сделать на нем несколько полетов, в общей сложности около пяти часов, но 4 из них были маршрутом, т.е. не могу сказать, что маневренность, устойчивость и управляемость аппарата мне понятны до мелочей, хотя, конечно, кое-что попробовать успел.
В обычном пилотировании аппарат устойчив и адекватно управляем, хотя хвостовое оперение смущает: все такое тоненькое, что активно педалировать как-то даже не хочется. Ну и конфигурация хвостового оперения явно не предполагает спортивного маневрирования. Впрочем, автор аппарата на это и не претендует, позиционируя Xenon как круизер. Хотя тогда не вполне понятно, зачем для этого автожир.
Руление, разбег, взлет и посадка комфортны по динамике поведения аппарата. Скоростные характеристики оценивать пока не берусь, т.к. в "Ксеноне" статика берется из приборной панели и, ессно, врет без зазрения. Но свои 125-130 кмч на оборотах 4800 вдвоем он, похоже, летит.
Под капоты залезть пока не удалось, хотя оч хотелось, поэтому основную конструкцию аппарата оценить не могу.
Что понравилось:
1) эффективная раскрутка. Это практически копия раскрутки автожиров Magni, быстро и без напряга крутит до 250-260 об/мин при полетных 350-380.
2) замки дверей. Удобно и элегантно.
3) яркость монитора MGL Odyssey. Я их раньше живьем не видел, но из того, что видел - это первый монитор, который отлично читается при любом освещении.
4) ВИШ Kaspar - удобен в управлении и по ощущениям прилично ведет себя на разных режимах. Управление этим ВИШем - гидравлическое, вот этот барашек на приборной панели гоняет скрытый за панелью гидроцилиндр типа тормозного.
5) гарнитуры Zulu. Из всех гарнитур с активным шумоподавлением, которые до этого пробовали мои уши, они больше других впечатляют при включении активного шумоподавления.
- приборная панель и консоль управления. Красная ленточка на левой ручке - стояночный фиксатор ручки управления. В крайнем переднем положении ручки включается и тормоз ротора. На той же левой ручке - рычаг колесного тормоза, гидравлика. О том, что не понравилось, пока по большей части воздержусь, т.к. есть желание убедиться, что не ошибся. Но некоторые моменты уже можно отметить:
1) Аппарат, безусловно, паркетник, т.е. совсем аэродромный
2) Отопление кабины явно недостаточно для нашего климата. На маршруте у меня чз полчаса задубели ноги на педалях, т.к. печка дует из-за головы по верху кабины, а от большого остекления впереди тянет аццким холодом даже при +12 на улице
3) Веревочные триммеры (это, похоже, единственное ноу-хау автора аппарата, т.к. остальные решения в нем - более-менее удачная компиляция из уже давно известных) показались неудобными, кнопки на ручке у немцев облегчают жизнь гораздо комфортнее.
4) Есть большие сомнения в ресурсности мачты, хвостового оперения и стоек основного шасси. Впрочем, поживем - увидим.
5) На этом аппарате абсолютно все параметры (пилотажные приборы, обороты ротора, КРД и навигация) собраны в одном приборе, а он, как вы понимаете, может и потухнуть. Что, собсно, у нас на маршруте и вылезло, пришлось вернуться. Необходимо дублирование хотя бы основных приборов привычными "будильниками"
6) роторная вибрация в полете практически не ощущалась, а вот моторный зуд на фюзеляже достал и меня, и Гудвина оч быстро. Впечатление такое, что или подушки моторамы слишком жесткие, или где-то элементы выхлопной системы или еще чего-то слишком жестко связаны с фюзеляжем.
7) центральный РУД... Кто летает - тот поймет, если учесть, что командирское кресло на "Ксеноне" - слева.
В общем, аппарат явно просит кой-каких доработок, чтобы занять свое достойное место в нашем небе. Его автор любит говорить, что Xenon - это "Лексус" среди автожиров. Мне пока видится, что правильнее было бы сказать "хотел бы стать "Лексусом". Но такие перспективы есть, учитывая серьезность намерений компании "ФАТ", представляющей эти аппараты в России. Думаю, если приложить к "Ксенону" отечественные мозги и руки, то многим полеты на этом аппарате вскоре доставят удовольствие.