Хорошая, нужная тема!
Попробуем начать:
Три основных вида покрытия для алюминия, которыми пользуются самодельщики - анодирование, окраска автоэмалями и порошковая окраска. Последняя дает хороший внешний результат, но относительно легко царапается и из-за этого может быстро потерять приличный вид.
Анодирование дает оч привлекательный вид, если деталь сделана качественно, т.е. не наспех напильником и ножовкой. Анодирование используется еще и там, где необходимо при покраске сохранить точные размеры детали, т.к. слой автоэмали имеет свою толщину, которая искажает размеры детали, что не всегда допустимо для конструкции. Скажем, там, где две детали соприкасаются и должны прилегать друг к другу точно в размер. Например, щеки втулки ротора к блоку главного подшипника. Кроме того, слой краски создает как-бы прослойку, которая может ухудшить трение между деталями и ослабить конструкцию. В таких случаях деталь или анодируется, или места контакта оставляются неокрашенными. Иногда оставить алюминиевую деталь или часть детали голой проще, чем возиться с покраской. Любительские конструкции имеют срок службы обычно поменьше, чем большие лайнеры. На больших есть еще один нюанс, обязывающий надежно защищать все от коррозии: залезть во многие места лайнера для контроля коррозии после сборки просто невозможно, поэтому нужна гарантированная защита.
В любительской конструкции контролировать появление коррозии можно практически везде, и часто самодельщика вполне устроит, если деталь проживет неокрашенной несколько лет. Многие простые детали дешевле и проще чз несколько лет просто заменить. К тому же может оказаться, что чз год-два вы захотите эту деталь заменить из конструкторских соображений. До этого времени ничего с ней не сделается.
Строителю-одиночке без хорошо оборудованной мастерской связываться с анодированием в домашних условияхъ нет никакого смысла (к тому же процесс анодирования связан с выделением вредных и опасных веществ, в жилом доме или возле него делать это вовсе не стоит), поэтому если нужен анод - надо искать профи поблизости, оказывающих такие услуги.
Окраска алюминия автоэмалями проще, хотя тоже требует навыка и оборудования, хотя бы приличного краскопульта. Современными автоэмалями отлично красятся и алюминий, и сталь. Залог успеха - качественная подготовка поверхности и правильный грунт. Подготовка поверхности - это матирование ее скотч-брайтом и тщательное обезжиривание. Грунт обычно используется реактивный, двухкомпонентный, например, Body 3+1.
Автомобильные краски делятся на два основных типа - алкидные и акриловые эмали. Акрил подороже и он двухкомпонентный, но дает гораздо лучший результат: краска более стойкая к царапинам и в высохшем состоянии весит меньше, чем алкидная.
На обоих снимках в некоторых деталях видны вставленные бумажные трубочки, читайте ниже. Если навыка красить автомобили у вас нет - может оказаться проще отнести подготовленные детали в ближайший автосервис с малярной камерой. Перед покраской лучше закрыть те места, которые не должны окраситься, даже если вы несете их автомаляру. Это не его забота - разбираться, что красить, а что нет. Его дело - нанести качественное покрытие. Для маскировки используют бумажный малярный скотч. Отверстия под крепеж и другие подобные места можно просто закрыть бумажными трубочками, не стремясь, впрочем, к идеальной герметизации. Просто свернутый в трубочку кусок бумаги, вставленный в отверстие под болт, создаст вполне достаточную преграду для краски. Потом, когда вы уберете бумагу и скотч, деталь будет иметь достойный промышленный вид.
Болты, гайки и т.п., которые могут сниматься-ставиться в процессе эксплуатации аппарата, лучше не красить. Закрашивают обычно только тот крепеж, который встал на место навсегда (или как минимум до капремонта). Да и то - если нельзя обойтись без этого. Качественные кадмированные болты и гайки на хорошо покрашенной детали намного улучшают ее внешний вид. Вы ведь делаете для себя кусочек радости - вот и старайтесь :)
Еще о нюансах окраски наверняка расскажет kornei, когда вернется из загранпоездки. Юра и Надя занимались окраской автомобилей профессионально, т.ч. им есть, чем поделиться.
- Какими средствами пользоваться можно и нужно, а какими нет? - Акриловыми или алкидными автоэмалями. Главное - забудьте слово "нитрокраска"!
- Краска из баллончиков или только краскопультом? - Небольшие детали вполне можно красить баллончиком.
- Названия, марки хорошо зарекомендовавших себя красок-лаков В каждой стране набор торговых марок разный, к тому же время от времени они меняются, старые исчезают, появляются новые незнакомые. Т.ч. просто прогуляйтесь к автомалярам и спросите, какой грунт и автоэмаль на сегодня предпочтительнее.