После того, как мы установили щитки Герни на стабилизатор "Калидуса", Чак Бити высказал предположение, что стабилизатор этого аппарата расположен слишком низко и практически не обдувается струей от маршевого винта, тогда как наиболее эффективным считается такое расположение стабилизатора, при котором 2/3 его находятся в потоке от винта.
Вчера мы собрали простенький стенд и построили сетку скоростей потока перед хвостовоым оперением.
Сетка построена с шагом 20 см по вертикали и горизонтали. Замеры делались с помощью УС-350 на оборотах двигателя 4000 об/мин. Получилась вот такая картина:
Судя по ней, подозрения Чака подтверждаются: стабилизатор находится явно ниже потока от винта. Кроме того, видно, что верхняя четверть или даже треть вертикального оперения стоит там, где скорость потока от винта значительно ниже, т.к. это центральная (осевая) зона струи. Белые круги - точки, где указатель скорости вообще не показывал какой-либо поток. Светло-зеленые - стрелка УС незначительно дергается. Темно-зеленые - стрелка дергается заметно, но скорость потока мала, определить ее численное значение нельзя.
В полете, конечно, распределение скоростей перед хвостовым оперением меняется за счет набегающего потока и более высоких скоростей пропеллера, но принципиальная картина останется такой же. Выводы, которые можно сделать из полученной картинки:
1) стабилизатор "Калидуса" был бы намного эффективнее, если бы стоял выше на 30-40 см.
2) пересечение горизонтального и вертикального оперения дает минимальное сопротивление потоку, если расположено по оси маршевого винта
3) если у "Калидуса" отпилить верхнюю четверть киля и руля направления, ничего не изменится =)
4) немцы обтекание хвостового оперения не проверяли, иначе сделали бы его по-другому.
Кстати, о птичках: нижнее расположение горизонтального стабилизатора затеняет вертикальное оперение на осевом парашютировании, ухудшая управляемость аппарата по рысканью. В этом смысле хвост ELA Eclipse, Trixy или, скажем, ArrowCopter имеет более правильную конфигурацию