Статья в стадии разработки Tervamaki JT-5 - автожир Юкки Тервамяки
Этот симпатичный одноместный кабинет был разработан был разработан профессиональным финским авиаконструктором Юккой Тервамяки в начале 70-х годов для комфортных полетов в суровом скандинавском климате.
Юкка получил авиационное образование со специализацией по винтокрылой технике, впоследствии также занимался проблемами планеров, поэтому все его аппараты демонстрируют тщательное внимание к аэродинамике и обводам. После института он проходил стажировку в США, в т.ч. и у Бенсена, где полюбил автожиры. JT-5 не был первым спроектированным Юккой автожиром, и опыт предыдущих разработок позволил создать еще более совершенный аппарат, многие решения в котором были для того времени революционными.
Первый JT-5 он построил сам, а затем в разных странах Европы по его чертежам любителями были построены еще несколько экземпляров, некоторые из них летают и сейчас.
Недавно Юкка решил выложить эти чертежи в свободное обращение на своем сайте, т.ч. те, кто не боится сложной работы для получения красивого результата - ваше время пришло.
Итак, давайте знакомиться с JT-5:
Сразу оговоримся, что кроме чертежей, архивных фото и некоторых картинок из компьютера, вы ничего не увидите. Какого-либо руководства по постройке Юкка не писал и не собирался. По этому поводу он серьезно-иронично говорит, что JT-5 - не самый простой в постройке аппарат, и если имеющихся чертежей вам недостаточно, - значит, вы просто не готовы строить именно такой аппарат. Есть гораздо более простые проекты для начинающих. Для постройки JT-5 требуется владеть техникой сварки, работы со стеклопластиком, токарными и фрезерными работами.
Рама аппарата сварена из хромолибденовой стали 4130.
Кабина и хвостовое оперение - стеклопластик.
Двигатель, стоявший в оригинале, был доработанный фирмой Limbach двухцилиндровый оппозитник VW, развивавший до 80 л.с. Сейчас есть куда более интересные альтернативы.
Предварительная раскрутка - карданная, отбиралась с переднего конца коленвала чз клиновой ремень и угловой редуктор.
Роторы Юкка делал самостоятельно из стеклопластика по собственным расчетам. О том, что его идеи себя оправдали, говорит тот факт, что они легли в основу линейки автожиров Magni и их стеклопластиковых роторов.
Технические характеристики:
Диаметр ротора: 7 метров (23 фута)
Хорда лопасти: 180 мм
Длина аппарата без ротора: 3.5 метра
Высота: 2 метра
Колея: 1.7 м
Диаметр пропеллера: 1.2 м
Площадь ометаемой: 38.5 кв.м
Вес пустого: 167 кг
Максимальный взлетный: 290 кг
Максимальная нагрузка на ометаемую: 7.5 кг/кв.м
Удельная мощность: 3.9 кг/л.с.
Максимальная скорость: 170 кмч
Крейсерская скорость: 120-140 кмч
Минимальная скорость гориз. полета: 40 кмч
Скороподъемность: 3 м/с
Разбег: 80 м
Пробег: 0-5 м
Дальность: 250 км
Напомню, что это характеристики аппарата с относительно тяжелыми Лимбахом и композитным ротором. Используя то, чему автожирное сообщество научилось за прошедшие 40 лет, можно ожидать значительно более высокие характеристики.
Но начать стоит с чертежей. Они выложены в формате *.pdf в качестве, позволяющем распечатать их форматом А1:
1.
Общий вид 2.
Рама и другие стальные детали 3.
Втулка ротора 4.
Детали втулки ротора 5.
Раскрутка и детали раскрутки 6.
Управление ротором 7.
Педали, носовое колесо, замок фонаря 8.
Детали из стеклопластика 9.
Изготовление ротора 10.
Теоретические обводы фюзеляжа по сечениям 11.
Боковая проекция фюзеляжа Знакомьтесь пока с чертежами, остальные материалы постепенно будут переведены на русский.
Первый лист уже готов: