Статья в стадии разработки RAF-2000 - двухместный кабинет с двигателями Subaru разных модификаций. Разработка Бернарда Хазелоха, дальнейшее усовершенствование вместе с его племянниками Дэном и Питером. Выпускался в китах полной комплектации с 1990 по 2007 год канадской компанией RAF, после чего права на производство купила созданная для этого южноафриканская компания
Rotary Air Force SA. Оснастка и запас комплектующих были перевезены в ЮАР, но производство до настоящего времени не возобновлено.
По разным данным в Канаде было выпущено от 3 до 4.5 тысяч китов.
Конструкция RAF-2000 включала в себя ряд интересных находок, но все она перечеркивались склонностью аппарата к PIO из-за отсутствия горизонтального стабилизатора и к PPO из-за наличия большого (больше 300 мм) вертикального оффсета. Эти недостатки привели к большому количеству катастроф этих автожиров. Наиболее разумная часть пилотов автожиров категорически не советовала даже пытаться летать на этих аппаратах без их модификации.
Владельцы автожиров RAF-2000 предпринимали собственные усилия для устранения продольной неустойчивости аппарата. Чаще всего это выражалось в установке горизонтального хвостового оперения, увеличивающего устойчивость к PIO, но не решающего проблему кувырка (PPO).
В начале 21-го века киты RAF-2000 стали штатно оснащать т.н. стабилятором - аэродинамическим устройством автоматического демпфирования продольной раскачки, однако проблема кувырка этим все равно не решалась, т.к. могла быть решена только уменьшением вертикального оффсета между вектором тяги маршевого винта и ЦТ аппарата.
В 2003 году компания Groen Bros выпустила комплект для модернизации RAF-2000 в "правильный" автожир. Помимо цельноповоротного хвостового оперения с адекватным горизонтальным стабилизатором, этот комплект включал в себя набор, позволявший переместить вал воздушного винта на один уровень с ЦТ аппарата. Испытания показали, что после такой модернизации смертельно опасный предмет превращается в надежно летающую устойчивую машину. Groen Bros пошли дальше, наладив выпуск собственных китов под названием SparrowHawk, однако в 2005-2006 году их выпуск вопреки растущему интересу рынка был прекращен в связи со сменой интересов владельцев компании.
Как киты, так и уже летающие экземпляры RAF-2000 и Sparrowhawk все еще можно встретить на рынке, однако следует иметь в виду, что покупая RAF-2000 его необходимо конвертировать в "правильную" высокопрофильную схему, т.е. в SparrowHawk.
В России известны три аппарата, конвертированные таким образом.
- оригинальный RAF-2000. Обратите внимание, насколько высоко проходит ось маршевого винта. В верхней части позади мачты - крылышко стабилятора - такой же RAF-2000, конвертированный в высокопрофильную схему. При конвертации хвостовая балка опускается вниз, шасси заменяется на заметно более высокое (аппарат ставится "на длинные ноги"). Это необходимо, чтобы опустить вниз маршевый винт. SparrowHawk отличается в первую очередь значительно более просторной кабиной