Итак, о новых роторах URAL.
Аэродинамический профиль, увы, пока 8H12, хорда 200 мм. Экструдер изготовлен французской компанией AirCopter, более 20 лет занимающейся изготовлением роторов для автожиров и имеющей свою собственную методику отбора экструдеров для получения наилучших результатов. В ее эффективности мы уже убедились
Материал экструдера - алюминиевый сплав 6005-T5.
Стальные центробежные грузы мы вклеивали самостоятельно, для вклейки использовался двухкомпонентный клей DP190 компании 3М. Подготовка каналов перед вклейкой грузов выполнялась согласно официальным рекомендациям 3М для склеивания стали с алюминием, с химическим протравливанием канала. Для обеспечения равномерного нанесения клея была отработана собственная методика, включающая контроль расхода клея на каждый канал.
Коромысло можно назвать типовым, т.к. его форма в той или иной степени давно опробована во французских роторах Averso и польских GyroTech. Лопасть соединяется с коромыслом шестью прецизионными болтами ф9 мм (DIN610) через две стальных пластины толщиной 4 мм. Пластины, в свою очередь, соединены с коромыслом четырьмя болтами ф10мм класса 12.9.
Угол установки лопасти (3 градуса) задан профильными накладками.
Для сверления отверстий в лопастях был изготовлен специальный кондуктор, обеспечивающий точную повторяемость результата от лопасти к лопасти. Как результат -
при сборке ротор URAL не требует регулировки по струне.
Конфигурация ротора такова, что его угол конусности мал по сравнению с немецкими роторами, поэтому пришлось уменьшить высоту башни втулки ротора и изготовить короткий кирпич коромысла (teeter block). Тем, кто решит перейти с немецких роторов на роторы URAL, не потребуется радикально менять втулку ротора - достаточно слегка доработать башню. После доработки ее можно будет использовать как с ротором URAL, так и со штатным немецким ротором. Хотя после того, как вы почувствуете разницу, ставить обратно немецкий ротор вряд ли захочется
.
Для испытаний и облета в качельном шарнире использованы типовые тефлоновые втулки немецких роторов, но в серии будут применены игольчатые подшипники, которые избавят пользователя от регулярной замены тефлоновых втулок и качельного болта. Комбинация с игольчатыми подшипниками практически не имеет ограничений по ресурсу, а с тефлоновыми втулками люфты и вибрации становятся ощутимыми уже через 25-30 часов, как бы вы их не смазывали.
Облет новых роторов выполнялся на автожире МТОспорт. Разница в поведении стала заметной уже на отрыве - ротор URAL за счет лучшего качества поверхности (геометрии) лопасти явно имеет более высокое качество и аппарат отрывается от земли заметно быстрее. В полете более высокое качество ротора подтверждается тем, что обороты ротора при прочих равных условиях на 20-30 об/мин ниже, т.е. меньше потери на сопротивление вращению.
За счет конструкции коромысла и предельно точной сборки мы избавились от высокочастотной (2-per-rev) вибрации. В общем, все, кто принимал участие в этой затее - молодцы
Теперь о прозе. Цена за готовый к полетам ротор (каждый из них будет отбалансирован и облетан) будет 3500 евро для диаметра 8.40. Первые три серийных ротора можно будет приобрести по 3200 евро при выполнении некоторых несложных условий. Это: налет пилота на АЖ не меньше 200 часов, приличный АЖ, обещание налетать на этом роторе не меньше 100 часов в первый год и ежемесячное информирование о результатах эксплуатации (официальные полеты или нет - без разницы).
Роторы других диаметров в диапазоне 6.60...8.80 м могут быть изготовлены на заказ.
Продажи заготовок (экструдеров) пока не планируются (самим мало).
Ну, вот как-то так. Для начала